РРОО Центр общественной экологической экспертизы - Центр общественной экологической экспертизы

Рязанская региональная общественная организация
ЦЕНТР ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Перейти к контенту

Председатель Совета ЦОЭЭ о ситуации с мониторингом состояния атмосферного воздуха в Рязани

Центр общественной экологической экспертизы
Опубликован от вход Информация ЦОЭЭ · 20 январь 2018
15 января 2018 года состоялось заседание совета при Министерстве природопользования Рязанской области, я присутствовала на этом совете в качестве приглашённого.

Одним из вопросов был вопрос «О постах наблюдения за состоянием атмосферного воздуха. Обсуждение». К материалам совета было приложено письмо Начальника Рязанского ЦГМС - филиала ФГБУ «Центральное УГМС» Крутовского Алексея Олеговича. Это письмо мы прикладываем к этой информации (приложение в конце текста).

Чтобы была понятна суть обсуждаемого вопроса, и почему этот вопрос встал на повестке дня считаю правильным дать некоторые пояснения касающиеся контроля состояния атмосферного воздуха, и значение стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха.

Начиная с 1972 года функционирует Общегосударственная служба наблюдений и контроля за уровнем загрязнения внешней среды (ОГСНК). Для эффективной работы ОГСНК была подразделена на несколько подсистем и определены соответствующие головные научно-исследовательские институты Госгидромета СССР. Контролем загрязнения воздуха в городах и населённых пунктах занималась Главная геофизическая обсерватория им. А.И. Воейкова (ГГО). И в настоящий время Федеральное государственное бюджетное учреждение «Главная геофизическая обсерватория им.А.И. Воейкова» (ФГБУ «ГГО») является научно-методическим центром Росгидромета занимается мониторингом и исследованием химического состава атмосферы.

Начиная с 1965 года в ГГО им.А.И. Воейкова, осуществляется обобщение информации о состоянии загрязнения атмосферы в городах. Информация для обобщения поступает с постов наблюдений, в программу которых входит измерение концентраций имеющих повсеместное распространение веществ (пыль, диоксиды азота, диоксид серы, оксид углерода), а также других вредных веществ, специфических для различных городов. Результаты этих исследований Росгидромет РФ представляет руководству нашей страны.

В г. Рязани, приблизительно с середины семидесятых годов прошлого века и по настоящий момент работает четыре поста наблюдений Росгидромета. На территории Рязанской области Росгидромет представлен Рязанским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Рязанский ЦГМС). В действующем Генеральном плане г. Рязани утвержденном в 2006г. было рекомендовано установить, в соответствии с требованиями нормативных документов, еще несколько постов наблюдений (На базе ЦГМС), один из которых в районе Дашково-Песочня. Но этого так и не было сделано.

Однако, с 2009г. на территории г.Рязани действует три поста наблюдений Минприроды Рязанской области. Эти посты не входят в государственную систему наблюдений, а следовательно и в систему Росгидромета, в связи с чем данные этих постов при обобщении информации и определении степени загрязнения атмосферного воздуха города Рязани не учитываются.

А теперь обратимся к законам РФ, чтобы понять, какие посты входят в систему государственной системы наблюдений, а какие не входят и кто в Российской Федерации  наделён полномочиями обеспечивать государственный мониторинг?

ФЗ от 19.07.1998г. №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (с изменениями и дополнениями от 5.04.2016г.) в ст.1 даёт определение понятия гидрометеорологическая служба это - «система функционально объединенных физических лиц, а также юридических лиц, в том числе органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики, области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы), мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, в том числе ионосферы и околоземного космического пространства, предоставление информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, об опасных природных явлениях». В этой же статье даются определения, что такое

государственная наблюдательная сеть: «наблюдательная сеть федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях»
мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды – «долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, её загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, её загрязнения».

Уже из этих определений понятно, что государственная наблюдательная сеть представлена у нас в Рязани постами Росгидромета и, как я писала выше, их у нас четыре на которых осуществляется мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды и конкретно атмосферного воздуха.

В данном законе, в ст. 5 «Основные направления государственного регулирования деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях» одним из основных направлений являются:

• осуществление государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды,
• обеспечение единства и сопоставимости методов наблюдений за состоянием окружающей среды, её загрязнением, непротиворечивости информационной продукции.

А теперь обратимся к Федеральному закону от 4 мая 1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (с последними изменениями и дополнениями от 13.07.2015г.) и какое в этом законе даётся определение мониторинга атмосферного воздуха.

мониторинг атмосферного воздуха -  «система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нём природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения».

Исходя из этого определения понятно, что именно Росгидромет является той единственной структурой, которая  обеспечивает на государственном уровне мониторинг атмосферного воздуха.

А каковы же полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, т.е. Минприроды Рязанской области? Ответ на этот вопрос даёт ст.6 закона «участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха». Проще говоря, Минприроды Рязанской области должно способствовать деятельности Росгидромета по развитию сети наблюдений за состоянием атмосферного воздуха. А не создавать свои собственные посты, на содержание которых уходят большие деньги. Ведь заниматься проведением мониторинга атмосферного воздуха - это полномочия органов Росгидромета.

При обсуждении этого вопроса на совете прозвучало, что работа на постах все равно делается для граждан и гражданам безразлично есть у Минприроды на это лицензия или нет. Но дело-то всё в том, что каждый государственный орган должен действовать в рамках своих полномочий. А что касается граждан, то данным полученным с постов Минприроды нет никакой веры. У меня эти данные также вызывают сомнение, так как не имеют официального статуса.

При строительстве новых промышленных объектов, требуется разработка природоохранной документации. Одним из разделов этой документации является расчёт рассеивания вредных веществ в атмосферу. Чтобы провести такой расчёт необходимо получить в Росгидромете данные фоновых концентраций на территории, предназначенной под строительство. И если расчёт рассеивания вредных веществ с учётом фоновых концентраций покажет превышение ПДК, размещение такого производства на данной территории недопустимо. Фоновые концентраций по той или иной территории определяются Росгидрометом на основании данных полученных с государственной наблюдательной сети и обработанных в ГГО им. А.И. Воейкова, в г.Рязани именно с постов наблюдений Рязанского ЦГМС.

Если бы Рязанская область приняла участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха путём установки постов наблюдений и дальнейшего их финансирования в системе Росгидромета, то Рязань бы имела хорошо налаженную структуру государственной сети наблюдений, а следовательно и более достоверные сведения о загрязнении атмосферного воздуха города. Тогда и размещение вредных производств было бы более рациональным, с учётом более точной информации по фоновому загрязнению атмосферного воздуха.  

В связи с вышеизложенным, считаю своё, неоднократно озвученное, предложение, о передаче имеющихся на территории города постов в систему Росгидромета, а именно Рязанскому ЦГМС, очень важным мероприятием по улучшению контроля за состоянием атмосферного воздуха и информации о нём.

Ст.7 закона «О гидрометеорологической службе» допускает финансирование деятельности в области гидрометеорологии из любых незапрещённых законодательством РФ источников. В письме Начальника Рязанского ЦГМС (филиала ФГБУ «Центральное УГМС») Крутовского А.О. есть предложения по организации этого процесса.

Председатель Совета  Кузьмина Г.О.






Контакты:

Телефон/факс: +7 (915) 616 46 79

E-mail: post@eco-exp.ru


Назад к содержимому